СОВЕТ МИНИСТРОВ -
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 1993 г. N 1090
О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
(в ред. Постановлений
Правительства РФ от 08.01.96 N 3,от 31.10.98 N 1272)
В целях обеспечения порядка и
безопасности дорожного движения, повышения
эффективности использования автомобильного
транспорта Совет Министров - Правительство
Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила
дорожного движения Российской Федерации и
Основные положения по допуску транспортных
средств к эксплуатации и обязанности
должностных лиц по обеспечению безопасности
дорожного движения (в дальнейшем именуются -
Основные положения) и ввести их в действие с 1
июля 1994 года.
Республикам в составе Российской
Федерации, краям, областям, автономной области,
автономным округам, городам Москве и Санкт -
Петербургу обеспечить организацию дорожного
движения на улицах и дорогах в соответствии с
требованиями Правил дорожного движения
Российской Федерации.
2. Министерствам и ведомствам до 1 июля
1994 г. привести нормативные акты в соответствие с
Правилами дорожного движения Российской
Федерации и Основными положениями.
3. Министерству внутренних дел
Российской Федерации и Министерству обороны
Российской Федерации разработать в 1994 году
порядок допуска водителей - военнослужащих к
перевозке людей на грузовых автомобилях.
4. Министерству печати и информации
Российской Федерации:
обеспечить издание в достаточном
количестве Правил дорожного движения Российской
Федерации, Основных положений, а также по
согласованию с Министерством внутренних дел
Российской Федерации и Министерством транспорта
Российской Федерации сборника нормативных актов
по вопросам дорожного движения;
совместно с Министерством образования
Российской Федерации и Министерством внутренних
дел Российской Федерации обеспечить издание
учебно - методической литературы и наглядных
пособий для популяризации Правил дорожного
движения Российской Федерации и Основных
положений.
5. Комитету Российской Федерации по
стандартизации, метрологии и сертификации
совместно с Министерством внутренних дел
Российской Федерации в 1993 году ввести в
государственные стандарты новые дорожные знаки,
регламентирующие порядок движения транспортных
средств, перевозящих опасные грузы.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждены
Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской
Федерации
от 23 октября 1993 г. N 1090
ПРАВИЛА
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Постановлений
Правительства РФ от 08.01.96 N 3, от 31.10.98 N 1272)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила дорожного
движения <*> устанавливают единый порядок
дорожного движения на всей территории
Российской Федерации. Другие нормативные акты,
касающиеся дорожного движения, должны
основываться на требованиях Правил и не
противоречить им.
--------------------------------
<*> В дальнейшем - Правила.
1.2. В Правилах используются следующие
основные понятия и термины:
"Автомагистраль" - дорога,
обозначенная знаком 5.1 <*>.
--------------------------------
<*> Здесь и далее приводится
нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1.
"Велосипед" - транспортное
средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два
колеса или более и приводимое в движение
мускульной силой людей, находящихся на нем.
"Водитель" - лицо, управляющее
каким-либо транспортным средством, погонщик,
ведущий по дороге вьючных, верховых животных или
стадо. К водителю приравнивается обучающий
вождению.
"Вынужденная остановка" -
прекращение движения транспортного средства
из-за его технической неисправности или
опасности, создаваемой перевозимым грузом,
состоянием водителя (пассажира) или появлением
препятствия на дороге.
"Главная дорога" - дорога,
обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.3 или 5.1, по
отношению к пересекаемой (примыкающей), или
дорога с твердым покрытием (асфальто- и
цементобетон, каменные материалы и тому
подобное) по отношению к грунтовой, либо любая
дорога по отношению к выездам с прилегающих
территорий. Наличие на второстепенной дороге
непосредственно перед перекрестком участка с
покрытием не делает ее равной по значению с
пересекаемой.
"Дорога" - обустроенная или
приспособленная и используемая для движения
транспортных средств полоса земли либо
поверхность искусственного сооружения. Дорога
включает в себя одну или несколько проезжих
частей, а также трамвайные пути, тротуары,
обочины и разделительные полосы при их наличии.
"Дорожно - транспортное
происшествие" - событие, возникшее в процессе
движения по дороге транспортного средства и с
его участием, при котором погибли или ранены
люди, повреждены транспортные средства, груз,
сооружения.
"Железнодорожный переезд" -
пересечение дороги с железнодорожными путями на
одном уровне.
"Маршрутное транспортное
средство" - транспортное средство общего
пользования (автобус, троллейбус, трамвай),
предназначенное для перевозки по дорогам людей и
движущееся по установленному маршруту с
обозначенными остановочными пунктами
(остановками).
"Механическое транспортное
средство" - транспортное средство, кроме
мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин
распространяется также на любые тракторы и
самоходные машины.
"Мопед" - двух- или трехколесное
транспортное средство, приводимое в движение
двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и
имеющее максимальную конструктивную скорость не
более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды
с подвесным двигателем, мокики и другие
транспортные средства с аналогичными
характеристиками.
"Мотоцикл" - двухколесное
механическое транспортное средство с боковым
прицепом или без него. К мотоциклам
приравниваются трех- и четырехколесные
механические транспортные средства, имеющие
массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
"Населенный пункт" - застроенная
территория, въезды на которую и выезды с которой
обозначены знаками 5.22 - 5.25.
"Недостаточная видимость" -
видимость дороги менее 300 м в условиях тумана,
дождя, снегопада и тому подобного, а также в
сумерки.
"Обгон" - опережение движущегося
транспортного средства, связанное с выездом из
занимаемой полосы.
"Организованная транспортная
колонна" - группа из трех и более механических
транспортных средств, следующих непосредственно
друг за другом по одной и той же полосе движения с
постоянно включенными фарами в сопровождении
головного транспортного средства с включенным
проблесковым маячком синего цвета или маячками
синего и красного цветов.
"Организованная пешая колонна" -
обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил
группа людей, совместно движущихся по дороге в
одном направлении.
"Остановка" - преднамеренное
прекращение движения транспортного средства на
время до 5 минут, а также на большее, если это
необходимо для посадки или высадки пассажиров
либо загрузки или разгрузки транспортного
средства.
"Перекресток" - место пересечения,
примыкания или разветвления дорог на одном
уровне, ограниченное воображаемыми линиями,
соединяющими соответственно противоположные,
наиболее удаленные от центра перекрестка начала
закруглений проезжих частей. Не считаются
перекрестками выезды с прилегающих территорий.
"Пешеход" - лицо, находящееся вне
транспортного средства на дороге и не
производящее на ней работу. К пешеходам
приравниваются лица, передвигающиеся в
инвалидных колясках без двигателя, ведущие
велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки,
тележку, детскую или инвалидную коляску.
"Пешеходный переход" - участок
проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 и
(или) разметкой 1.14.1 - 1.14.3 <*> и выделенный для
движения пешеходов через дорогу. При отсутствии
разметки ширина пешеходного перехода
определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и
5.16.2.
--------------------------------
<*> Здесь и далее приводится
нумерация дорожной разметки согласно приложению
2.
"Полоса движения" - любая из
продольных полос проезжей части, обозначенная
или не обозначенная разметкой и имеющая ширину,
достаточную для движения автомобилей в один ряд.
"Преимущество (приоритет)" - право
на первоочередное движение в намеченном
направлении по отношению к другим участникам
движения.
"Прилегающая территория" -
территория, непосредственно прилегающая к
дороге и не предназначенная для сквозного
движения транспортных средств (дворы, жилые
массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому
подобное).
"Прицеп" - транспортное средство,
не оборудованное двигателем и предназначенное
для движения в составе с механическим
транспортным средством. Термин распространяется
также на полуприцепы и прицепы - роспуски.
"Проезжая часть" - элемент дороги,
предназначенный для движения безрельсовых
транспортных средств.
"Разделительная полоса" -
конструктивно выделенный элемент дороги,
разделяющий смежные проезжие части и не
предназначенный для движения или остановки
безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
"Разрешенная максимальная масса"
- масса снаряженного транспортного средства с
грузом, водителем и пассажирами, установленная
предприятием - изготовителем в качестве
максимально допустимой. За разрешенную
максимальную массу состава транспортных
средств, то есть сцепленных и движущихся как одно
целое, принимается сумма разрешенных
максимальных масс транспортных средств,
входящих в состав.
"Регулировщик" - сотрудник
милиции, военной автоинспекции, работник дорожно
- эксплуатационной службы, дежурный на
железнодорожном переезде, паромной переправе,
дружинник, внештатный сотрудник милиции, имеющие
соответствующие удостоверение и экипировку
(форменную одежду или отличительный знак -
нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом
либо световозвращателем, красный фонарь или
флажок).
"Стоянка" - преднамеренное
прекращение движения транспортного средства на
время более 5 минут по причинам, не связанным с
посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой
или разгрузкой транспортного средства.
"Темное время суток" - промежуток
времени от конца вечерних сумерек до начала
утренних сумерек.
"Транспортное средство" -
устройство, предназначенное для перевозки по
дорогам людей, грузов или оборудования,
установленного на нем.
"Тротуар" - элемент дороги,
предназначенный для движения пешеходов и
примыкающий к проезжей части или отделенный от
нее газоном.
"Уступить дорогу (не создавать
помех)" - требование, означающее, что участник
дорожного движения не должен начинать,
возобновлять или продолжать движение,
осуществлять какой-либо маневр, если это может
вынудить других участников движения, имеющих по
отношению к нему преимущество, изменить
направление движения или скорость.
"Участник дорожного движения" -
лицо, принимающее непосредственное участие в
процессе движения в качестве водителя, пешехода,
пассажира транспортного средства.
1.3. Участники дорожного движения
обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним
требования Правил, сигналов светофоров, знаков и
разметки, а также выполнять распоряжения
регулировщиков, действующих в пределах
предоставленных им прав и регулирующих дорожное
движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено
правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения
должны действовать таким образом, чтобы не
создавать опасности для движения и не причинять
вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять
покрытие дорог, снимать, загораживать,
повреждать, самовольно устанавливать дорожные
знаки, светофоры и другие технические средства
организации движения, оставлять на дороге
предметы, создающие помехи для движения. Лицо,
создавшее помеху, обязано принять все возможные
меры для ее устранения, а если это невозможно, то
доступными средствами обеспечить
информирование участников движения об опасности
и сообщить в милицию.
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут
ответственность в соответствии с действующим
законодательством.
2. Общие обязанности водителей
2.1. Водитель механического
транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию
сотрудников милиции передавать им, а также
дружинникам и внештатным сотрудникам милиции
для проверки:
водительское удостоверение и
временное разрешение на право управления
транспортным средством, а в случае изъятия в
установленном порядке водительского
удостоверения - временное разрешение;
регистрационные документы на
транспортное средство;
документ, подтверждающий право
владения, или пользования, или распоряжения
данным транспортным средством - в случае
управления транспортным средством в отсутствие
его владельца;
в установленных случаях путевой лист и
документы на перевозимый груз.
В случаях, прямо предусмотренных
действующим законодательством, иметь и
передавать для проверки работникам Российской
транспортной инспекции лицензионную карточку,
путевой лист и товарно - транспортные документы.
2.1.2. При движении на транспортном
средстве, оборудованном ремнями безопасности,
быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не
пристегнутых ремнями (допускается не
пристегиваться ремнями детям до 12 лет в
соответствии с пунктом 22.8 Правил, обучающему
вождению, когда транспортным средством
управляет обучаемый, а в населенных пунктах,
кроме того, водителям и пассажирам автомобилей
оперативных служб <*>). При управлении
мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не
перевозить пассажиров без застегнутого
мотошлема.
-------------------------------
<*> Перечень оперативных и
специальных служб устанавливается Советом
Министров - Правительством Российской Федерации.
2.2. Водитель механического
транспортного средства, участвующий в
международном дорожном движении, обязан:
иметь при себе регистрационные
документы на транспортное средство и
водительское удостоверение, соответствующие
Конвенции о дорожном движении;
иметь на транспортном средстве
регистрационный и отличительный знаки
государства, в котором оно зарегистрировано;
останавливаться по требованию
работников Российской транспортной инспекции
Министерства транспорта Российской Федерации в
специально обозначенных дорожными знаками
контрольных пунктах и предъявлять для проверки
транспортное средство, а также разрешения и
другие документы, предусмотренные
международными договорами Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от
31.10.98 N 1272)
2.3. Водитель транспортного средства
обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути
обеспечить исправное техническое состояние
транспортного средства в соответствии с
Основными положениями по допуску транспортных
средств к эксплуатации и обязанностями
должностных лиц по обеспечению безопасности
дорожного движения <*>.
--------------------------------
<*> В дальнейшем - Основные
положения.
Запрещается движение при
неисправности рабочей тормозной системы,
рулевого управления, сцепного устройства (в
составе поезда), негорящих (отсутствующих) фарах
и задних габаритных огнях на дорогах без
искусственного освещения в темное время суток
или в условиях недостаточной видимости,
недействующем со стороны водителя
стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
При возникновении в пути прочих
неисправностей, с которыми приложением к
Основным положениям запрещена эксплуатация
транспортных средств, водитель должен устранить
их, а если это невозможно, то он может следовать к
месту стоянки или ремонта с соблюдением
необходимых мер предосторожности;
2.3.2. Проходить по требованию
сотрудников милиции освидетельствование на
состояние опьянения. В установленных случаях
проходить проверку знаний Правил и навыков
вождения, а также медицинское
освидетельствование для подтверждения
способности к управлению транспортными
средствами;
2.3.3. Предоставлять транспортное
средство:
сотрудникам милиции для
транспортировки поврежденных при авариях
транспортных средств, проезда к месту стихийного
бедствия, а также сотрудникам милиции,
федеральных органов государственной
безопасности, налоговой полиции в иных не
терпящих отлагательства случаях,
предусмотренных действующим законодательством;
медицинским работникам, следующим в
попутном направлении для оказания медицинской
помощи, а также медицинским работникам,
сотрудникам милиции и федеральных органов
государственной безопасности, дружинникам и
внештатным сотрудникам милиции для
транспортировки граждан, нуждающихся в срочной
медицинской помощи, в лечебные учреждения.
Примечания. 1. Требование о
предоставлении транспортного средства
сотрудникам федеральных органов
государственной безопасности и налоговой
полиции не распространяется на транспортные
средства, принадлежащие гражданам.
2. Лица, воспользовавшиеся
транспортным средством, должны по требованию
водителя выдать справку или сделать запись в
путевом листе (с указанием продолжительности
поездки, пройденного расстояния, своей фамилии,
должности, номера служебного удостоверения,
наименования своей организации), а медицинские
работники - выдать талон установленного образца.
3. Расходы, связанные с предоставлением
транспортного средства сотрудникам федеральных
органов государственной безопасности и
налоговой полиции, по требованию владельца
транспортного средства возмещаются этими
органами в установленном порядке.
2.4. Право остановки транспортных
средств предоставлено регулировщикам, а
грузовых автомобилей и автобусов,
осуществляющих международные автомобильные
перевозки, в специально обозначенных дорожными
знаками контрольных пунктах - также работникам
Российской транспортной инспекции Министерства
транспорта Российской Федерации.
Работники Российской транспортной
инспекции Министерства транспорта Российской
Федерации должны быть в форменной одежде и
использовать для остановки диск с красным
сигналом либо со световозвращателем. Они могут
пользоваться для привлечения внимания водителей
дополнительным сигналом - свистком.
Лица, обладающие правом остановки
транспортного средства, обязаны предъявлять по
требованию водителя служебное удостоверение. (п.
2.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.98 N
1272) (см. текст в предыдущей редакции)
2.5. При дорожно - транспортном
происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
немедленно остановить (не трогать с
места) транспортное средство, включить аварийную
световую сигнализацию и выставить знак
аварийной остановки (мигающий красный фонарь) в
соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не
перемещать предметы, имеющие отношение к
происшествию;
принять возможные меры для оказания
доврачебной медицинской помощи пострадавшим,
вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в
экстренных случаях отправить пострадавших на
попутном, а если это невозможно, доставить на
своем транспортном средстве в ближайшее
лечебное учреждение, сообщить свою фамилию,
регистрационный знак транспортного средства (с
предъявлением документа, удостоверяющего
личность, или водительского удостоверения и
регистрационного документа на транспортное
средство) и возвратиться к месту происшествия;
освободить проезжую часть, если
движение других транспортных средств
невозможно. При необходимости освобождения
проезжей части или доставки пострадавших на
своем транспортном средстве в лечебное
учреждение предварительно зафиксировать в
присутствии свидетелей положение транспортного
средства, следы и предметы, относящиеся к
происшествию, и принять все возможные меры к их
сохранению и организации объезда места
происшествия;
сообщить о случившемся в милицию,
записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать
прибытия сотрудников милиции.
2.6. Если в результате дорожно -
транспортного происшествия нет пострадавших,
водители при взаимном согласии в оценке
обстоятельств случившегося могут,
предварительно составив схему происшествия и
подписав ее, прибыть на ближайший пост ГАИ или в
орган милиции для оформления происшествия.
2.7. Водителю запрещается:
управлять транспортным средством в
состоянии опьянения (алкогольного,
наркотического или иного), под воздействием
лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и
внимание, в болезненном или утомленном
состоянии, ставящем под угрозу безопасность
движения;
передавать управление транспортным
средством лицам, находящимся в состоянии
опьянения, под воздействием лекарственных
препаратов, в болезненном или утомленном
состоянии, а также лицам, не имеющим при себе
водительского удостоверения на право управления
транспортным средством данной категории;
пересекать организованные (в том числе
и пешие) колонны и занимать место в них.
3. Применение специальных сигналов
3.1. Водители транспортных средств
оперативных и специальных служб с включенным
проблесковым маячком синего цвета, выполняя
неотложное служебное задание, могут отступать от
требований разделов 6 (кроме сигналов
регулировщика), 8 - 18 Правил, приложений 1 и 2 к
Правилам при условии обеспечения безопасности
движения.
Дополнительно к проблесковому маячку
синего цвета может быть включен маячок красного
цвета.
Для получения преимущества перед
другими участниками движения водители таких
транспортных средств должны включить
проблесковый маячок синего цвета и специальный
звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом
они могут только убедившись, что им уступают
дорогу.
Этим же правом пользуются водители
транспортных средств, сопровождаемых
транспортными средствами оперативных и
специальных служб в случаях, установленных
настоящим пунктом Правил.
3.2. При приближении транспортных
средств с включенными проблесковым маячком
синего цвета и специальным звуковым сигналом
водители обязаны уступить дорогу для
обеспечения беспрепятственного проезда этих и
сопровождаемых ими других транспортных средств,
на которых должен быть включен ближний свет фар.
3.3. Приближаясь к стоящему
транспортному средству с включенным
проблесковым маячком синего цвета, водитель
должен снизить скорость, чтобы иметь возможность
немедленно остановиться в случае необходимости.
3.4. Водители транспортных средств с
включенным проблесковым маячком оранжевого или
желтого цвета при выполнении строительных,
ремонтных или уборочных работ на дороге, при
перевозках негабаритных грузов, взрывчатых,
легковоспламеняющихся, радиоактивных,
сильнодействующих ядовитых веществ, а также при
перевозке денежной выручки и ценных грузов
автотранспортом служб инкассации могут
отступать от требований дорожных знаков и
разметки, а также пунктов 9.4 - 9.8 и 16.1 Правил при
условии обеспечения безопасности движения.
Другие водители не должны препятствовать их
работе. (в ред. Постановления Правительства РФ от
08.01.96 N 3) (см. текст в предыдущей редакции)
Проблесковый маячок оранжевого или
желтого цвета не дает преимущества в движении и
служит для предупреждения других участников
движения об опасности.
3.5 Проблесковые маячки всех цветов
устанавливаются только на крыше кузова (кабины)
транспортного средства и не должны
использоваться внутри салона кузова (кабины)
автомобиля. (пп. 3.5. введен Постановлением
Правительства РФ |